Рабочая программа «Лапта» тренировочного этапа (ТЭ) составлена на основе примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства и адаптирована для работы в ДЮСШ Одоевского района, является основным документом эффективного построения многолетней подготовки квалифицированных игроков в лапту в муниципальном образовании «Одоевский район» и содействует решению задач физического воспитания детей школьного возраста.
- привлечение детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
- укрепление здоровья обучающихся и развитие физических качеств;
- подготовка спортсменов для сборных молодежных и юношеских команд района, области;
- подготовка спортивных инструкторов и судей по лапте;
- подготовка волевых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной подготовки спортсменов;
- формирование убеждений и потребности в здоровом образе жизни.
Образовательные:
- обучение основам знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека, профилактике травматизма.
- расширение объёма знаний о различных видах двигательной активности, освоение техники движений;
- профессиональное самоопределение;
Воспитательные:
- воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, формирование характера, утверждение активной жизненной позиции, оптимизма;
- воспитание умения самосовершенствоваться;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование навыков организации повседневной физической активности;
Развивающие:
- развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости и т.д.) и умений рационально использовать их в различных условиях;
- развитие интеллектуальных и нравственных способностей;
- определение специализации;
- достижение высоких спортивных результатов.
Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации задач тренировочного процесса игроков в лапту на различных этапах многолетней подготовки.
Основной показатель работы направления «Лапта» спортивной школы является выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической и теоретической подготовленности по истечении каждого года, практическими навыками проведения соревнований.
Тренировочный этап посвящен базовой технико-тактической и физической подготовке, в этот период осуществляется освоение основ техники и тактики вводятся элементы специализации по игровым функциям (защитники, нападающие), воспитание соревновательных качеств применительно к лапте. Возраст 11-18 лет. Сочетается этот этап с 3-5 годами обучения в тренировочных группах ДЮСШ.
Указанные возрастные границы в известной мере условны, основной показатель - уровень подготовленности. Поэтому спортсмены с учетом выполнения установленных требований переводятся на следующий этап в более раннем возрасте.
Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом сенситивных (чувствительных) периодов развития физических качеств. Вместе с тем необходимо уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости, скоростных способностей и силы, т.е. тех качеств, в основе которых лежат разные физиологические механизмы. Оптимальными периодами для развития физических качеств у мальчиков являются: аэробные возможности организма - возраст от 8 до 10 лет и после 14 лет; аэробно-гликолитические возможности - возраст 11-13 лет и 17 лет; аэробно-алактатный механизм энергообеспечения - 16-18 лет. У девочек сенситивные периоды энергетических предпосылок формирования физических качеств наступают на год раньше.
В программе для каждой категории занимающихся поставлены задачи, определены допустимые объемы тренировочных нагрузок, по основным средствам предложены варианты подготовки учащихся с учетом возрастных особенностей и должного уровня физической, функциональной подготовленности и требований подготовки игроков в лапту высокого класса.
В учебном плане отражены основные задачи и направленность работы по этапам многолетней подготовки игроков в лапту.
Комплектование учебных групп по возрасту, их количественный состав, учебная нагрузка в неделю и годовой представлены в таблице 1:
Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения (таб. 2) осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки.
В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, требований подготовки игроков в лапту высокого класса.
Таблица 1
Тренировочные режимы и наполняемости групп в ДЮСШ
Год обучения
|
Кол-во учащихся в группе
|
Кол-во учебных часов в неделю
|
Кол-во учебных часов в год (39 недель)
|
|
Первый
|
12-15
|
12
|
468
|
Второй
|
12-15
|
12
|
468
|
Третий
|
10-13
|
16
|
624
|
Четвертый
|
10-12
|
16
|
624
|
Пятый
|
10-12
|
18
|
702
|
Таблица 2
Схема учебного плана по годам обучения
№
|
Наименование
|
Тренировочный этап, год
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Теоретическая подготовка
|
9
|
9
|
14
|
14
|
16
|
2
|
Общая физ. подготовка
|
54
|
54
|
98
|
98
|
98
|
3
|
Специальная физ. подготовка
|
63
|
63
|
100
|
100
|
110
|
4
|
Техническая подготовка
|
81
|
81
|
98
|
98
|
118
|
5
|
Тактическая подготовка
|
81
|
81
|
91
|
91
|
115
|
6
|
Интегральная подготовка
|
54
|
54
|
86
|
86
|
105
|
7
|
Инструкторская и судейская практика
|
9
|
9
|
12
|
12
|
15
|
8
|
Количество игр
|
45
|
45
|
45
|
45
|
45
|
9
|
Экзамены и контрольные испытания
|
27
|
27
|
20
|
20
|
20
|
10
|
Восстановительные мероприятия
|
45
|
45
|
60
|
60
|
60
|
|
Общее кол-во часов
|
468
|
468
|
624
|
624
|
702
|
Основной принцип тренировочной работы – универсальность подготовки с элементами игровой специализации (по функциям):
- задачи укрепления здоровья и закаливание организма учащихся, содействие правильному физическому развитию;
- повышение уровня общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики;
- прочное овладение основами техники и тактики лапты;
- приучение к соревновательным условиям;
- определение каждому учащемуся игровой функции в команде и с учетом этого индивидуализация видов подготовки;
- обучение навыкам ведения дневника, системам записи игр и анализа полученных данных;
- приобретение навыков организации и проведении соревнований по лапте, судейства, тренировочных занятий;
- выполнение зачетных требований и специальных нормативов, по годам обучения.
По своему характеру, средствам, методам и организации занятий, тренировки на этом этапе характеризуется изучением базовых структур в системе подготовки юного спортсмена.
|