Пятница, 26.04.2024, 06:48
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования  
"Одоевская ДЮСШ"
 
Меню сайта

Категории раздела
Образовательные программы [0]
Дополнительные образовательные программы, реализуемые МКУДО "Одоевская ДЮСШ"
Документация ДЮСШ [23]
Учебная работа [22]
Локальные акты [8]
Локальные акты
Спортивные мероприятия [5]
Положения, таблицы соревнований, результат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 58

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Учебная работа

Программа "Шахматы"
[ Скачать с сервера (177.5 Kb) ] 26.08.2015, 18:16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

«Игра-это самое остроумное,

что изобрело человечество»

(Лейбниц)

 

«Шахматная культура стала одним из великих благ человечества. Если бы шахмат не было, то их стоило бы придумать»

(Вальтер)

Ша́хматы — настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Название берёт начало из персидского языка: шах и мат, что значит король (шах) умер (мат).

Считается, что история шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Первая известная игра-прародитель, чатуранга, появилась в Индии не позже VI века нашей эры. Попав в соседние с Индией страны, чатуранга претерпела ряд изменений. Потомком её на Арабском Востоке стал шатрандж, а в Юго-Восточной Азии — сянци (Китай), макрук (Таиланд) и сёги (Япония). Шатрандж в IX—X веках от арабов попал в Европу и Африку. Европейские игроки продолжили модификацию игры, в результате к XV веку были сформированы те правила, которые сегодня известны как «классические». Окончательно правила были стандартизованы в XIX веке, когда стали систематически проводиться международные турниры. С 1886 года разыгрывается звание чемпиона мира по шахматам. С 1924 года существует Международная шахматная федерация ФИДЕ, под эгидой которой проводится большинство крупнейших международных соревнований.

Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы.    Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее». 

 Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает  целеустремлённость, терпение и характер.

Занятия шахматами помогают детям в усвоении материала общеобразовательных предметов, потому, что воспитывают у детей самообладание, развивают способность сосредотачиваться и контролировать свои действия. « Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти… Шахматы должны войти в жизнь школы как один из элементов умственной культуры» (Сухомлинский)

Настоящая модифицированная дополнительная образовательная  программа «Шахматы» составлена на основе учебно-тематических программ заслуженного тренера России В.Е. Голенищева. Дополнительная образовательная программа составлена с учетом требований Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих  функции по государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также  с учетом требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, изложенных в письме департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования Российской Федерации от 11 декабря 2006 года № 06-1844.

Программа рассчитана на три года занятий на этапе начальной подготовки.

 Минимальный возраст  для зачисления детей в группы - 7 лет.

Для освоения программы принимаются обучающиеся преимущественно младшего и среднего школьного возраста (7 – 14 лет) на общих основаниях. Объединение включает обучающихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Программа составлена с учетом  психических и физиологических особенностей обучающихся.

Наполняемость групп составляет: 1год обучения: 10-15 человек, 2 год: 9-14 человек, 3 год: 8-14человек.

Актуальность программы  продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Цель данной программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Для достижения указанной цели  программа решает следующие задачи.

Обучающие:

- ознакомление с историей шахмат;

- обучение правилам игры;

- получение  учащимися теоретических знаний по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Развивающие:

- развитие логического мышления, памяти, внимания, усидчивости и других положительных качеств личности;

- сохранение выдержки, критического отношения к себе и  к сопернику;

- формирование навыков запоминания;

- введение в мир логической красоты и образного мышления, расширение представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

- бережное отношение к окружающим, стремление к развитию личностных качеств;

- прививание навыков самодисциплины;

- способствование воспитанию волевых качеств, самосовершенствованию и самооценке.

В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

Предметные компетенции обучающихся формируются в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

- участии в тренировочных играх, в  соревнованиях по шахматам;

- в решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.

Компетентностный подход выражен:

- в проведении педагогом инструктажей;

- в применении индивидуальных форм работы;

- в корректировке игры;

- в рекомендациях по выполнению комбинаций.

Формами отслеживания роста предметной компетенции  являются:

- педагогическое наблюдение;

- учет результативности участия обучаемых в  соревнованиях.

Интеллектуальные компетенции  формируются в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

- осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;

- изучении специализированной литературы.

Компетентностный подход выражен:

- в организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;

- в проведении бесед;

- в применении индивидуальных и групповых форм работы.

Формами  отслеживания роста предметной компетенции  являются:

- оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях  по шахматам;

- определение уровня эрудиции обучаемых.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа  - 1 год обучения и 3 раза в неделю по 3 часа – 2  и 3 годы обучения.

Недельная нагрузка соответствует 6 часам  (234 часа в год) на первом году обучения и 9 часам (351 час в год) на  втором и третьем годах обучения.

При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств обучающихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.

Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. 

Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы: 

- структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами; 

- актуальность, практическая значимость учебного материала для обучающихся.  

Показателями эффективного функционирования  шахматного объединения служат:

- наличие единого контингента обучающихся;

- взаимосвязь спортивного, нравственного, коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности;

- единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности,  доступности, увлекательности, результативности;

- осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса;

- обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной игры;

- определенные достижения обучающихся и возможности прогнозирования их личностного роста;

- система оценок достижений обучающихся.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия включают организационную, теоретическую и практическую части.

Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.

Теоретическая работа с обучающимися проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с педагогом, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры.

Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает.

Формы и методы реализации программы:

- уроки;

- групповые занятия;

- индивидуальные занятия;

- игровая деятельность;

- турнирная практика;

- разбор партий;

- тестирование и контроль.

 

Средства реализации программы:

- учебно-тематические планы;

- методические указания и методическое обеспечение программы;

- сборники задач;

- шахматная литература.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

На занятиях используются:

- шахматные часы;

- таблицы к различным турнирам;

- вопросники к контрольным занятиям и викторинам;

- комплекты шахматных фигур с досками – 10-12 штук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Ш А Х М А Т Ы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

начальной подготовки по годам обучения

 

п/п

Наименование темы

НП-1

НП-2

НП-3

Теория

Практика

Теория

Практика

Теория

Практика

 

Введение. Организационное занятие. Техника безопасности на занятиях

1

 

1

 

1

 

1.

 Основные принадлежности и правила игры

11

 

-

 

-

 

2.

Ценность фигур

11

 

 

 

 

 

3.

Простейшие схемы достижения матовых ситуаций

9

 

15

 

 

 

4.

Из истории шахмат

11

 

12

 

19

 

5.

Эндшпиль.

19

 

40

 

40

 

6.

Тактика

27

 

40

 

 

 

7.

Дебют

14

 

42

 

39

 

8.

Введение в стратегию

-

 

30

 

 

 

9.

Тактика плюс  стратегия

 

 

 

 

50

 

10.

Красота в шахматах

 

 

 

 

20

 

11.

Психология

 

 

 

 

15

 

 

Всего:

103

 

180

 

184

 

1.

Решение тематических задач и этюдов.

 

46

 

73

 

68

2.

Тренировочные игры

 

40

 

17

 

20

3.

Сеансы одновременной игры

 

5

 

3

 

5

4.

Контроль знаний

 

13

 

9

 

11

5.

Классификационные турниры

 

27

 

69

 

63

 

Всего:

 

131

 

171

 

167

 

ИТОГО:

234

351

351

Категория: Учебная работа | Добавил: gift
Просмотров: 888 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz