Общеразвивающая программа СОГ «Лапта» составлена на основе программы «Русская лапта» - М.: Советский спорт, 2004г., это примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства. Программа адаптирована для работы в ДЮСШ Одоевского района, на спортивно-оздоровительном этапе. Отличительной особенностью программы СОГ «Лапта» является то, что она даёт возможность научиться грамотно играть в лапту ребенку от 8 и до 15 лет в малогабаритных сельских школах, и освоить другие виды спорта, например, гимнастика и начальная лыжная подготовка, повторить курс обучения. Программа содействует решению задач физического воспитания детей школьного возраста. Помимо сохранения народных традиций, игра «Лапта» оказывает большое влияние на воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству у обучающихся. Так, П.Ф. Лесгафт, создавший научно обоснованную систему физического воспитания, рассматривал народные игры как одно из действенных средств физического развития и воспитания.
Эта игра не требует ни особых дорогостоящих принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность. Для игры необходимы игровая площадка размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину с травяным или искусственным покрытием, цельнодеревянная бита длиной 60-110 см, весом не более 150 г и теннисный мяч.
Лапта — игра командная. Каждая команда согласно действующим правилам состоит из 10 игроков (6 в поле). Лапта относится к ситуационным видам спорта, особенностью которых является непрерывное изменение структуры и интенсивности двигательных актов. Известно, что общим признаком, находящим свое выражение в любой спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной борьбы. Лапта в этом отношении не составляет исключения. Вместе с тем она имеет свои особенности. В лапте в отличие от других командных игр не нужно забивать голы, забрасывать мячи в корзину, результат определяется количеством удачно проведенных перебежек, за которые команде начисляются очки. Каждая команда старается играть как можно дольше в нападении, ведь только игра в нападении позволяет сделать результативную перебежку. В защите же можно набирать очки за пойманные с лёта мячи.
Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры. В связи с тем, что двигательная активность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, в лапте спортсменов различают по амплуа. В нападении это первый бьющий, второй бьющий, третий бьющий, четвертый бьющий, пятый бьющий и шестой бьющий; в защите — подающий, правый ближний, левый ближний, центральный, правый дальний и левый дальний защитники.
В настоящее время в России активно развиваются несколько направлений лапты:
−большая лапта (на открытой площадке);
−мини-лапта в помещении;
−мини-лапта на пляже;
−мини-лапта на снегу.
В мини-лапте команда согласно действующим правилам состоит из 8 игроков (5 в поле).
Этап спортивно-оздоровительный – годового обучения, рассчитан на общее развитие детей. Обучающиеся могут по желанию повторить курс в целях укрепления здоровья и развития физических и тактических качеств.
- привлечение детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
- укрепление здоровья обучающихся и развитие физических качеств;
- подготовка спортсменов для сборных детских и юношеских команд;
- формирование убеждений и потребности в здоровом образе жизни.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучение основам знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека, профилактике травматизма.
- расширение объёма знаний о различных видах двигательной активности, освоение техники движений.
Воспитательные:
- воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, формирование характера, утверждение активной жизненной позиции, оптимизма;
- воспитание умения самосовершенствоваться;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование навыков организации повседневной физической активности;
Развивающие:
- развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости и т.д.) и умений рационально использовать их в различных условиях;
- развитие интеллектуальных и нравственных способностей.
Главная задача программы СОГ «Лапта» спортивной школы заключается в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических духовных сил юных спортсменов, преумножении национальных традиций Тульской области и Одоевского района. Содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся.
Программа содержит научно-обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации задач тренировочного процесса игроков в лапту.
Основной показатель работы направления «Лапта» СОГ спортивной школы является выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития и теоретической подготовленности по истечении года, практическими навыками участия в соревнованиях.
Предварительный этап, или спортивно-оздоровительный (весь период обучения) привлечение к занятиям оздоровительными физическими упражнениями детей, подростков и проведение данных занятий для достижения физического совершенства, высокого уровня здоровья и работоспособности, необходимых им для подготовки к общественно полезной деятельности и дальнейшим занятиям спортом. Этот этап направлен на общее развитие детей, их физической подготовки, приобщение к спорту и ознакомлению с игрой. Так же группы этого уровня подготовки могут быть открыты в малочисленных школах с большим возрастным разбросом детей для популяризации игры в районе. Возрастной состав группы может быть от 8 и до 15 лет.
Преимущественная направленность тренировочного процесса определяется с учетом сенситивных (чувствительных) периодов развития физических качеств.
Вместе с тем необходимо уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости, скоростных способностей и силы, т.е. тех качеств, в основе которых лежат разные физиологические механизмы. Оптимальными периодами для развития физических качеств у мальчиков являются: аэробные возможности организма - возраст от 8 до 10 лет и после 14 лет; аэробно-гликолитические возможности - возраст 11-13 лет и 17 лет; аэробно-алактатный механизм энергообеспечения - 16-18 лет. У девочек сенситивные периоды энергетических предпосылок формирования физических качеств наступают на год раньше.
В учебном плане отражены основные задачи и направленность работы по этапам многолетней подготовки игроков в лапту.
Комплектование обучающихся, их количественный состав, недельная и годовая учебные нагрузки представлены в табл. 1:
Таблица 1
Тренировочный режим и наполняемость группы
Год обучения
|
Кол-во учащихся в группе
|
Кол-во учебных часов в неделю
|
Кол-во учебных часов в год (39 недель)
|
Спортивно-оздоровительный этап
|
Весь период
|
10-15
|
6
|
234
|
Для спортивно-оздоровительного этапа разработан учебно-тематический план для разносторонней физической подготовленности обучающихся на основе комплексных упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр, который представлен в Таблице 2.
Таблица 2
Учебно-тематический план спортивно-оздоровительного этапа
№
|
Наименование
|
Часы
|
|
|
-
|
Теоретическая подготовка
|
7
|
|
-
|
Техника безопасности
|
2
|
|
-
|
Общая физическая подготовка
|
60
|
|
-
|
Лапта
|
84
|
|
-
|
Гимнастика, начальная акробатика
|
20
|
|
-
|
Прыжки, метание разных мячей
|
15
|
|
-
|
Строевые упражнения и спортивный шаг, бег
|
10
|
|
-
|
Начальная лыжная подготовка
|
10
|
|
-
|
Пионербол, волейбол
|
10
|
|
-
|
Подвижные учебные игры, эстафеты
|
10
|
|
-
|
Врачебный контроль
|
2
|
|
-
|
Контрольные испытания
|
4
|
|
|
Всего часов:
|
234
|
|
|