ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Игра-это самое остроумное,
что изобрело человечество»
(Лейбниц)
«Шахматная культура стала одним из великих благ человечества. Если бы шахмат не было, то их стоило бы придумать»
(Вальтер)
Ша́хматы — настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Название берёт начало из персидского языка: шах и мат, что значит король (шах) умер (мат).
Считается, что история шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Первая известная игра-прародитель, чатуранга, появилась в Индии не позже VI века нашей эры. Попав в соседние с Индией страны, чатуранга претерпела ряд изменений. Потомком её на Арабском Востоке стал шатрандж, а в Юго-Восточной Азии — сянци (Китай), макрук (Таиланд) и сёги (Япония). Шатрандж в IX—X веках от арабов попал в Европу и Африку. Европейские игроки продолжили модификацию игры, в результате к XV веку были сформированы те правила, которые сегодня известны как «классические». Окончательно правила были стандартизованы в XIX веке, когда стали систематически проводиться международные турниры. С 1886 года разыгрывается звание чемпиона мира по шахматам. С 1924 года существует Международная шахматная федерация ФИДЕ, под эгидой которой проводится большинство крупнейших международных соревнований.
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».
Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает целеустремлённость, терпение и характер.
Занятия шахматами помогают детям в усвоении материала общеобразовательных предметов, потому, что воспитывают у детей самообладание, развивают способность сосредотачиваться и контролировать свои действия. « Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти… Шахматы должны войти в жизнь школы как один из элементов умственной культуры» (Сухомлинский)
Настоящая модифицированная дополнительная образовательная программа «Шахматы» составлена на основе учебно-тематических программ заслуженного тренера России В.Е. Голенищева. Дополнительная образовательная программа составлена с учетом требований Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также с учетом требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, изложенных в письме департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования Российской Федерации от 11 декабря 2006 года № 06-1844.
Программа рассчитана на три года занятий на этапе начальной подготовки.
Минимальный возраст для зачисления детей в группы - 7 лет.
Для освоения программы принимаются обучающиеся преимущественно младшего и среднего школьного возраста (7 – 14 лет) на общих основаниях. Объединение включает обучающихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Программа составлена с учетом психических и физиологических особенностей обучающихся.
Наполняемость групп составляет: 1год обучения: 10-15 человек, 2 год: 9-14 человек, 3 год: 8-14человек.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Цель данной программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.
Для достижения указанной цели программа решает следующие задачи.
Обучающие:
- ознакомление с историей шахмат;
- обучение правилам игры;
- получение учащимися теоретических знаний по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
Развивающие:
- развитие логического мышления, памяти, внимания, усидчивости и других положительных качеств личности;
- сохранение выдержки, критического отношения к себе и к сопернику;
- формирование навыков запоминания;
- введение в мир логической красоты и образного мышления, расширение представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
- бережное отношение к окружающим, стремление к развитию личностных качеств;
- прививание навыков самодисциплины;
- способствование воспитанию волевых качеств, самосовершенствованию и самооценке.
В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.
Предметные компетенции обучающихся формируются в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
- участии в тренировочных играх, в соревнованиях по шахматам;
- в решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.
Компетентностный подход выражен:
- в проведении педагогом инструктажей;
- в применении индивидуальных форм работы;
- в корректировке игры;
- в рекомендациях по выполнению комбинаций.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
- педагогическое наблюдение;
- учет результативности участия обучаемых в соревнованиях.
Интеллектуальные компетенции формируются в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
- осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
- изучении специализированной литературы.
Компетентностный подход выражен:
- в организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;
- в проведении бесед;
- в применении индивидуальных и групповых форм работы.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
- оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях по шахматам;
- определение уровня эрудиции обучаемых.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа - 1 год обучения и 3 раза в неделю по 3 часа – 2 и 3 годы обучения.
Недельная нагрузка соответствует 6 часам (234 часа в год) на первом году обучения и 9 часам (351 час в год) на втором и третьем годах обучения.
При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств обучающихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.
Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:
- структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;
- актуальность, практическая значимость учебного материала для обучающихся.
Показателями эффективного функционирования шахматного объединения служат:
- наличие единого контингента обучающихся;
- взаимосвязь спортивного, нравственного, коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности;
- единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности, доступности, увлекательности, результативности;
- осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
- обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной игры;
- определенные достижения обучающихся и возможности прогнозирования их личностного роста;
- система оценок достижений обучающихся.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия включают организационную, теоретическую и практическую части.
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.
Теоретическая работа с обучающимися проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с педагогом, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры.
Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает.
Формы и методы реализации программы:
- уроки;
- групповые занятия;
- индивидуальные занятия;
- игровая деятельность;
- турнирная практика;
- разбор партий;
- тестирование и контроль.
Средства реализации программы:
- учебно-тематические планы;
- методические указания и методическое обеспечение программы;
- сборники задач;
- шахматная литература.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
На занятиях используются:
- шахматные часы;
- таблицы к различным турнирам;
- вопросники к контрольным занятиям и викторинам;
- комплекты шахматных фигур с досками – 10-12 штук.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Ш А Х М А Т Ы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начальной подготовки по годам обучения
№
п/п
|
Наименование темы
|
НП-1
|
НП-2
|
НП-3
|
Теория
|
Практика
|
Теория
|
Практика
|
Теория
|
Практика
|
|
Введение. Организационное занятие. Техника безопасности на занятиях
|
1
|
|
1
|
|
1
|
|
1.
|
Основные принадлежности и правила игры
|
11
|
|
-
|
|
-
|
|
2.
|
Ценность фигур
|
11
|
|
|
|
|
|
3.
|
Простейшие схемы достижения матовых ситуаций
|
9
|
|
15
|
|
|
|
4.
|
Из истории шахмат
|
11
|
|
12
|
|
19
|
|
5.
|
Эндшпиль.
|
19
|
|
40
|
|
40
|
|
6.
|
Тактика
|
27
|
|
40
|
|
|
|
7.
|
Дебют
|
14
|
|
42
|
|
39
|
|
8.
|
Введение в стратегию
|
-
|
|
30
|
|
|
|
9.
|
Тактика плюс стратегия
|
|
|
|
|
50
|
|
10.
|
Красота в шахматах
|
|
|
|
|
20
|
|
11.
|
Психология
|
|
|
|
|
15
|
|
|
Всего:
|
103
|
|
180
|
|
184
|
|
1.
|
Решение тематических задач и этюдов.
|
|
46
|
|
73
|
|
68
|
2.
|
Тренировочные игры
|
|
40
|
|
17
|
|
20
|
3.
|
Сеансы одновременной игры
|
|
5
|
|
3
|
|
5
|
4.
|
Контроль знаний
|
|
13
|
|
9
|
|
11
|
5.
|
Классификационные турниры
|
|
27
|
|
69
|
|
63
|
|
Всего:
|
|
131
|
|
171
|
|
167
|
|
ИТОГО:
|
234
|
351
|
351
|
|